Назад

 

ИНДИЯ: ИСТОРИЯ, ЛИШАЕМАЯ СУЩНОСТИ.

 

Хронология

 

1. Арии начинают прибывать в Индию

— ок. 1550 г. до н. э.

2. Рождение Гаутамы Будды

— ок. 623 г. до н. э.

3. Начало царствования Ашоки

— 273 г. до н. э.

4. Рождение Иисуса Христа

— начало нашей эры.

5. Царствование Самудра-гупта

— ок. 340—380 г. н. э

6. Встреча Харшавардханы и Сюань Цзана

— 643 г.

7. Начало большого строительства династии Паллавов

— ок. 642 г.

8. Ала-уд-дин Хилджи становится султаном Дели

  1296 г.

9. Рождение Кабира

— ок. 1488 г.

10. Васко да Гама высаживаеися в Калькутте

— 1498 г.

11. Кришнадеварая восходит на престол

  1509 г.

12. Рождение Тулси Даса

  1532 г.

13. Акбар основывает новую религию

  1582 г.

14.Джахангир вступает в брак с Нур Джахан

— 1611 г.

15. Сэр Томас Роу посещает Джангира

— 1615 г.

16. Рождение Шиваджи

  1627 г.

17. Строительство мавзолея Тадж-Махал

  1630—1652 гг.

18. Битва при Плесси

       1757 г.

 

19. Последнее сражение Типу (с англичанами)

  1799 г.

20. Раджа Рам Мохан Рай умирает в Англии

  1833 г.

21. Великое восстание

- 1857 г.

22. Ганди начинает движение за несотрудничество

-1920 г.

 

23.            Провозглашение независи­мости          1947 г.

24.            Провозглашение Респуб­лики Индия          1950 г.

Эта хронологическая таблица взята из учебника «История Индии для детей» (IV.4).

«Приходилось ли вам считать цвета радуги? Их много, все они являются частью спектра и раз­делить их нельзя. В какой-то мере наша страна напоминает радугу. Ее жители принадлежат к разным расам, их предки прибыли в Индию в разные эпохи. Это были прежде всего арии, затем народы Центральной Азии и Монголии, а также представители других народов. Кто-то лишь прошел через страну или учился в больших индийских университетах, но многие в конце кон­цов обосновались здесь, и эта страна стала их родиной. Пришельцы ассимилировались, а потом появлялись другие, и это повторялось снова и сно­ва. В результате сегодня в каждом индийце, как в радуге, несколько составляющих».

«...  Наша  история — это удивительная  исто­рия, которой  мы  можем  гордиться.  Разумеется, есть и такие периоды,  которыми  мы  не  можем быть горды, но надо знать (...) в нашем прошлом как хорошее, так и плохое» (IV.4). Итак, с самого начала в истории, которую рассказы­вают детям, звучат две темы: прежде чем заимствовать у других, Индия сама давала и учила; те, кто ее за­воевывал, ассимилировались в ней, и, подобно антич­ной Греции, «она завоевала своих диких победителей». Причем не упоминаются ни арабы, ни турки, ни персы, ни афганцы — постоянные грабители индийской земли. Как и в Черной Африке, переоценка прошлого позволяет переоценить настоящее.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДРЕВНОСТЬ И МУДРОСТЬ ИНДИИ

Наши ученые открыли очень старое поселение в Синде, в местечке, которое называется Мохенджаро-Даро. Оказалось, что поселение это существовало пять тысяч лет назад. Дома его были сложены из кирпича; для поддержания чистоты жители соорудили целую систему водостоков. У них были бани, широкие проспекты. Должно быть, они были очень умелыми ремесленниками, поскольку там нашли изящные гончарные изделия из глины и прекрасное оружие из меди и бронзы... Страна эта была тогда зеленой и плодородной. И это может удивить нас сегодня, когда Синд является пустыней».

«Поистине, можно гордиться тем, как много умели люди в нашей стране в такой глубокой древности».

Источник мудрости индийцев состоит в «знании вед», которые учат возвышаться над несчастьем и счастьем, над гневом и завистью, искать истину. Веды учат также «о перерождениях и о том, что Бог един».

Итак, в историю проскальзывает индуистская рели­гия, оценочные суждения и изложение фактов не разли­чаются... «Пришедшие из Центральной Азии или из Европы арии искали себе места, чтобы осесть. Вначале у них было много боевых столкновений с первыми жителями Индии, но позже они стали друзьями» (...). «Арии научили их ведам, склонили принять систему каст (...). Эта система помешала единству индийского народа в момент опасности, как это будет видно».

На самом деле этого не будет видно. Во всех книгах, предназначенных для индийских детей, если и делается хоть малейший намек на систему каст, так только для  того, чтобы выразить сожаление: «Это было большое несчастье для Индии...»

«Но расскажем сначала чудесную историю Рамы и Ситы» (IV.4).

ЧУДЕСНАЯ ИСТОРИЯ РАМЫ И СИТЫ

«Все вы слышали о Раме и Сите и всем вам зна­комо огромное изображение Раваны, которое сжигают каждый год; память о подвиге доброго царя Айодхьи Рамы, который победил и убил Равану, злого правителя Ланки, похитившего его жену Ситу, отмечают процессиями и иллюминациями. Вот эта история.

В царстве Айодхья жил некогда государь по имени Дашаратха. Его старшего сына звали Рама. Все его любили и ждали, когда он, в свою очередь, станет царем. Однако мачеха Рамы Кайкейя хотела, чтобы   трон перешел к ее первому сыну Бхарате. Она заставила мужа сослать Раму в лес на четырнадцать лет. Будучи послушным сыном, Рама уехал, сопровождаемый своей обо­жаемой женой Ситой и своим братом Лакшманой. Государь был так потрясен отъездом сына, что умер от горя, а юный Бхарата так любил Раму, что отказался от трона (...)

Жизнь Рамы, Ситы и Лакшманы в лесу была очень сурова, полна опасностей, они были лишены тех удобств, к которым привыкли во дворце. Тем не менее они были счастливы, жили в согласии с природой, среди деревьев и животных. Им при­ходилось также бороться с лесными демонами (...)

Шурпанкха, сестра демона-царя Раваны из Ланки, увидела Лакшману и сочла его столь кра­сивым, что потребовала себе в мужья. Он отказал­ся. Она же не желала с ним расставаться, а он был так этим разгневан, что отрезал ей нос. Услы­шав об этом, Равана пришел в бешенство и, чтобы отомстить, послал к Раме своего дядю Маричу. Тот превратился в лань. Увидев красивое живот­ное, Сита была так очарована, что попросила мужа поймать лань. Рама согласился, поручив брату охранять Ситу во время своего отсутствия. Внезапно Лакшмана услышал крик Рамы о по­мощи. Что ему было делать? Спешить на выручку к брату или же оставаться с Ситой, как тот ему приказал? В конце концов он отправился. Но это была хитрость Маричи, подражавшего голосу Ра­мы. Равана воспользовался моментом (...); он проник в хижину Ситы, схватил ее и утащил.

Рама возвратился, естественно, с пустыми руками, так как лани не было. Сита пропала, и сердце его было разбито.  Вместе со своим храбрым братом он отправился на ее поиски. Ему помогали обезьяний царь Сугрива и его министр Хануман. Армия обезьян передвинула тысячи скал, чтобы перегородить море,  соорудить  над  ним  переход и таким образом добраться до Ланки. Там Рама сражался с Раваной и убил его. Сита была освобождена, а поскольку годы изгнания кончились, Рама вернулся в Айодхью в сопровождении Ханумана, Ситы и Лакшаманы. По прибытии Рама был встречен  народом с великой  радостью.  Бхарата передал ему трон в неприкосновенности, и Рама, наконец, мог стать королем. Его царствование было справедливым и добрым, и с тех пор о его правлении говорят как об идеальном» (IV.4).

ОЧИЩЕНИЕ И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИИ

В этой чудесной повести об истоках, где сочетаются миф и история, негативные черты отсутствуют. Легенда очищена от всего, что могло бы осквернить источники прошлого. Рамаяна — это история идеального прави­тельства, которой последующим государям полагается вдохновляться.   Поэтому   в   ней   остаются   скрытыми «ошибки»,  совершенные Рамой.  Вероятно,  самое  по­стыдное  его  преступление — это  нарушение  законов войны, когда он предательски, в спину, убил Валина, завистливого брата Сугривы, сражавшегося в тот мо­мент с другим. Второй проступок — отречение от Ситы, обожаемой  и верной  жены,  от  которой  Рама  после своей победы над Раваной отказывается, так как она жила у другого. Согласно легенде, Сита поднимается на костер, но не сгорает и таким образом доказывает свою верность. После этого она может возвратиться на трон. Эти эпизоды и им подобные замалчиваются, чтобы не бросить тень на образ Рамы,  представляемый детям. Их хорошо знают и историки, изучающие происхождение индийцев, и они также по традиции стремятся «оправдать» Раму, объяснить его поведение. Точно так же в книгах, посвященных происхождению индийцев, замалчивается   этнический   конфликт   между северными ариями, завоевателями с более светлой кожей, и более темными индийцами с Юга. Замечается только, что они «стали друзьями». Равным образом не говорится о «Грихьясутрах», содержащих основополагающие предписания, определяющие поведение главы индусской семьи, сборники правил о совершении ритуалов начиная от  рождения  человека и до самой  его смерти. Но ведь суть индуса, именно индуса, т. е. того, кто принадлежит к религии индуизма,  а не индийца вообще, и составляют эти домашние ритуалы,  и это является характерной чертой жизни и истории Индии.

Итак, почтение  к  ритуалам  обойдено  молчанием, как будто цель преподавания истории состоит в лишении Индии ее индуистской сути. И эта гипотеза находит многократное подтверждение.

Сквозь всю историю последующих веков сверкающей нитью будет проходить память о добродетелях Буд­ды и государей, управляющих Индией.

«У Будды были самые чудесные игрушки, он ел самую изысканную пищу, носил самые роскошные одежды, женился на самой прекрасной из прин­цесс... Однако, увидев нищего, сказавшего, что он хотел бы умереть, Будда был потрясен и решил все бросить... Он поклялся, что не успокоится до тех пор, пока не найдет для мира избавления от печали и несчастья... (...) Он остриг волосы, не ел и не пил, обращался к мудрецам Индии, но не нашел ответа ни в посте, ни в паломничестве (...) Но вот однажды он сидел под огромным деревом и внезапно ему пришел ответ (...) Зависть, жела­ние обладать — вот, что порождает в мире враж­ду (...) Для того, чтобы с ними покончить, нужно постичь восемь заветов, найти «средний путь». Он повсюду творил добро, отказывался различать касты ...» (IV.4).

Что касается государей, то у них гордость сочетает­ся с милосердием — самой характерной их доброде­телью.

«Как мне с тобой обойтись? — спросил Алек­сандр Великий, когда он пришел в Индию и за­хватил в плен царя Пора.— Как с царем,— отве­тил Пор.

Под   впечатлением   этого   ответа   Александр оставил Пору царство (...)  Солдаты устали, они отказывались идти дальше. Александр возвратил ся в Грецию».

«Подвиги Александра заворожили и возбудили молодого индийского принца Чандрагупту Маурью. Он решил подражать Александру и завоевать Индию. Ему это удалось, и он основал царство,  которое  охватывало  почти  всю  Индию.   Он прекрасно управлял страной, а его министр даже написал книгу,  в которой  объяснял,  что нужно делать,   чтобы   хорошо  управлять  страной.   Эта книга называется «Артхашастра» (IV.4).

В учебнике постоянно присутствует тема необходимости для Индии сохранять единство; она проявляется и в аллегории букета цветов Ашоки.

 

 

БУКЕТ ЦВЕТОВ АШОКИ* (273 г. ДО Н.Э.)

«Ашоке, потомку царя Пора, противостоявше­го Александру Великому, удалось объединить Ин­дию от Гималаев до реки Кавери. После покоре­ния Калинги величие империи Маурья достигло своей вершины. Но это не сделало царя счастли­вым. Потрясенный видом поля битвы, устланного тысячами трупов людей и животных, он становит­ся последователем Будды и решает больше не убивать живые существа.

Он решает также не есть мяса и старается остановить убой животных. Для того чтобы его указы были известны по всей столь обширной империи, Ашока приказывал высекать их на ска­лах и каменных столпах, воздвигавшихся повсюду в стране. Что же предписывали эти указы?

Они требовали, чтобы народ был доброжелате­лен, правдив, говорили, что не следует убивать. В них говорилось также о величии Ашоки и о его любви к народу.

На столпах изображались четыре льва и коле­со; они и теперь украшают герб и печать нашего государства.

Если вам приходилось составлять букет цве­тов, то вы знаете, что их надо крепко держать, иначе букет рассыплется. Разожмите руку — и ма­лейший порыв ветра разбросает цветы по сторо­нам. Царь Ашока и был тем человеком, который сжимал цветы твердой рукой; эти цветы — много­численные маленькие княжества Индии, су­ществовавшие в то время, когда императором был его дедушка. Когда Ашока умер, цветы рассыпались».

 )

В более поздние эпохи Индия была «наставником мира. Отдаленные страны,  такие,  как  Египет,  Рим, покупали здесь рубины, ткани. Даже Китай, стремившийся с ней познакомиться,   послал  Сюань  Цзана «узнать о сути  религии  буддизма...»  Ему  навстречу отправился Харшавардхана в сопровождении великолепного кортежа, во главе которого восседал огромный Будда, сделанный из золота. «Он почитал обе религии: и индуизм, и буддизм».  После  пятнадцати лет  пребывания в Индии Сюань Цзан, ставший ученым буддистом, возвратился к себе на родину...

 

В то время как в Северной Индии управляли Гупты, затем Харшавардхана, на Юге главенство оспаривали друг у друга две большие династии — Паллавы и Чалукья. Это «эпоха культурного расцвета в Махабалипураме и Канчипураме, где был большой университет».

«Много лет назад индийский принц с пятью тысячами человек отправился из этих государств на остров Бали. Они освоили этот остров. Этим объясняется то, что на Бали Рамаяну представля­ют так же, как в Индии. (...) Ява тоже стала индийской территорией (...), так же как и другие страны, усвоившие манеры и нравы Индии. В этих странах полагали, что индийская культура содер­жит в себе много прекрасного и доброго; так думали в Камбодже, Таиланде, Малайзии» (IV.4).

0   ЧЕМ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ ЮНЫМ ИНДИЙЦАМ

Эпоха царств Маурьев, Гуптов, Харши — это самый длительный период расцвета, который когда-либо зна­ла Индия. Она длилась больше тысячи лет — с IV в. до н. э. до VII в. н. э. Это эпоха такого величия, когда Индия была наставником даже по отношению к Китаю. Нашествие гуннов было лишь недолгим трагическим эпизодом, прервавшим ее, но быстро изгладившимся.

Однако юным индийцам не рассказывают, что по­рядки царства Маурья не ограничивались принципами и правилами добродетели. Это было полицейское деспотическое  государство, государство-шпион,  единственное в своем роде. Донос был возведен здесь в принцип управления, и эта практика, существовавшая в течение многих царствований, продолжалась во времена ислама и сохранялась вплоть до появления англичан. Шпионы  всегда  играли  существенную  роль  в   индийской общественной жизни, и даже в «Рамаяне» рассказывается о шпионе,   жертвой   которого  становится   Сита. Была разработана «Книга шпионов», нечто вроде кодекса профессии и присущих ей приемов. В «Артхашастре», составленной одним из министров Чандрагупты, шпионы классифицированы по пяти категориям: праздношатающиеся - они не вызывают никаких подозрений; астрологи и хироманты -  они  внушают  людям доверие; аскеты – они имеют   доступ   во  все  классы  общества; наконец,  земледельцы и торговцы. Шпионы встречались также среди сиделок, кухарок, проституток.

Да и мораль той эпохи отнюдь не выглядит вдохнов­ляемой исключительно идеалами святости. В книге тай­ного мистического сообщества «Гухья Самаджа» гово­рится, что Будда постоянно предается разврату с анге­лами. Да и на земле, по-видимому, это не была эпоха меланхолии; во всяком случае монашки и священники отличались скорее легкомыслием.

Естественно, что подобные извращения вызвали ре­акцию - возрождение индуизма. В школьных учебни­ках ничего не говорится о его причинах, а только упо­минается учение Бхагавадгиты.

«Когда религия будет клониться к упадку,— гово­рит Кришна,— и когда надо будет уничтожить Силы Зла, тогда я возрожусь...» Задача перевоплощения или превращения изложена в «Бхагавадгите». «Это учение противопоставило буддизму притязание каждой чело­веческой личности на достижение состояния божествен­ности. Главным его проповедником стал Шанкара. Это было возрождение индуистской религии. Многие буддисты стали индуистами. Постепенно стало невоз­можно отличить индуистов от буддистов. Индуизм опять стал великой религиозной доктриной Индии» (IV.4).

Таким образом завуалировано важнейшее событие, каким было вытеснение буддизма из Индии, возвраще­ние к более мистическим и менее связанным с моралью и общественным поведением источникам веры. Ведь это история  величия прошлого,  ей трудно отказаться от святых, стоявших у истоков этого величия.

Очень часто  вспоминается  заморская  культурная экспансия Индии. Ясно, что Камбоджа, Ява, Суматра были «индианизированы» силой, о чем никогда не рассказывается детям, перед которыми этот процесс предстает в виде спонтанного восприятия народами  этих стран индийского образа жизни.

Не упоминается, например о том, что в 484 г.н.э. правитель Камбоджи, индиец по культуре, отправил посольство в Китай, чтобы просить помощи и поддержки против растущей мощи его опасного соседа - королевства Чампа  (Вьетнам). Китайский император воспринял эту простую просьбу как демонстрацию верноподданических чувств. Ответ был составлен в форме эдикта. «Из поколения в поколение предки короля Фунана, как и он сам, управляли отдаленными землями на юге и, несмотря на расстояние, эти земли всегда были нам верны. Справедливо будет, следова­тельно, взамен засвидетельствовать ему наше располо­жение и пожаловать славный титул «командующего умиротворенного Юга и короля Фунана».

Таким образом, начиная с V в. Китай, а затем, в XIX в., Франция и вновь Китай во второй половине XX в. пришли на смену Индии, не выполнявшей своей «естественной миссии» поддержки и защиты Камбод­жи. И об этом также умалчивает история, преподавае­мая юным индийцам.

ВЫЗОВ ИСЛАМА

«Индия была разделена на множество кня­жеств, которые воевали друг с другом, растрачивая силы. Когда же на них напали извне, выяснилось, что они слишком слабы, чтобы оказать сопротив­ление».

Сначала извне напали арабы (VIII в.). Они появи­лись как простые торговцы, но были заворожены богат­ствами Индии и захотели ее завоевать. Правители Раджпутаны сопротивлялись триста лет. Позже тюрки под предводительством Махмуда Газневи * 17 раз втор­гались в Индию, грабя страну, похищая ее рубины, драгоценности и круша все, что не могли унести. Так, был разрушен храм в Сомнатхе, охранявшийся семью­стами брахманами. Несмотря на этот урок индийские государи продолжали воевать друг с другом до тех пор, пока не пал Дели...

Эпоха господства мусульман была временем испытаний и унижений; султан требовал от индийцев лишь двух вещей: смирения и послушания.

«Когда сборщик требует у кхирадж гузарои (кличка,  данная   индийцам   мусульманами,   буквально  означающая  «свиньи-язычники»),  денег те должны, не задавая вопросов, отдать золото Если   сборщик    желает    плюнуть    плательщику в рот, тот должен незамедлительно открыть рот. Поступая столь благоразумно, индус показывает свою   кротость,   свое   смирение,   свое   почтение» (IV.4).

«История Индии для детей» не слишком задерживается на этих трудных веках. Разъясняется прежде всего, что мусульмане сделали Индию своим домом, смешались с индусами, восприняли их нравы; возник свое­го рода синкретизм в искусстве и даже в религии, в повседневной жизни. Успехи ислама, таким образом, остаются завуалированными...»

«У индусов стала очень строго соблюдаться система каст, и с людьми низших каст обращались очень сурово (...) И вот тогда произошло нечто весьма примечательное: возникло новое понимание религии и новое восприятие Бога. Когда вы вырастете, то поймете, что идеи могут быть на­столько сильны, что изменяют жизнь. Именно это, новое понимание жизни распространяли среди на­рода святые: например, Рамануджа *, освободив­ший индуизм от сложного ритуала; святые про­поведники бхакти *, самым знаменитым из кото­рых был Кабир * (...), мусульманин, говорили, что нужно забыть о себе, чтобы любить Бога. «Бог един,— учил Кабир,— поклоняемся ли мы ему под именем Рамы или Аллаха». Тысячи индийцев, индуистов и мусульман, стали его последователями. Когда он умер, все оспаривали друг у друга его тело: индусы хотели его сжечь, мусульмане за­копать. Легенда гласит, что когда подняли по­крывало, которым было укрыто тело, то вместо него увидели охапки розовых лепестков, и они разлетелись по ветру» (IV.4).

Эта красивая легенда также набрасывает вуаль на эпоху. А ведь ее ужасы превзошли, кажется, все, что когда-либо знала Индия. Низшие касты, эксплуатируемые завоевателями, оставались жертвами брахманской реакции. Растущее кастовое неравенство чувствительно затрагивало угнетенных:  не видели ли они в исламе эгалитарную религию,  не  ведающую ни богатых,  ни бедных?   Итак,   ислам   бросает  опасный  вызов индуизму, который в ответ превозносит религию личности, уже не ритуальную и имеющую целью сублимацию индивидуума в Боге, своего рода бегство от суровой жизненной реальности.

До сих пор углубление в мистицизм было уделом брахманов, элитарных  слоев.   Наступившие тяжелые времена заставляют и низшие классы искать прибежища в созерцании: они потеряли все, им остается вера, которую возрождают проповедники бхакти. И вот Тулси Дас перелагает «Рамаяну» на народный язык хинди. Проповедники учили, что богатые и бедные равно могут общаться с Богом. Их религия как бы несла освобожде­ние: верующие игнорировали теперь как имуществен­ное неравенство, так и неравенство в религии. Синкре­тизм был ответом Индии на угнетение и неравенство. Следствием его распространения стало уменьшение числа случаев обращения в ислам.

ВЕЛИЧИЕ И УПАДОК ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Начиная с завоевания Дели Бабуром, потомком Та­мерлана и первым Великим Моголом в Индии (1526), в текстах «Истории Индии для детей» вновь появляется назидательный тон; за этим кроется как бы относитель­ное признание режима Великих Моголов. Вот Бабур жертвует собой у постели умирающего сына и тот выздоравливает; затем восхваляется Акбар, который восстанавливает «единство Индии от Кабула до Бенгалии и Годавари»; вот, наконец, Шах-Джахан, «самый великий строитель в истории»,— он соорудил мечеть Джами Масджид и знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Агре.

Но тон меняется, когда речь заходит об Аурангзебе, победившем своих братьев и бросившем в тюрьму со­бственного отца. Он не сумел поддержать союз с раджпутами *, а «также» предавал казни сикхов *. Ему приходилось бороться с маратхами *, дерзкими всадни­ками, которые вели партизанскую войну.

«После блеска и пышности эпохи Шах-Джахана наступило время дорогостоящих войн. Индий­ские крестьяне беднели под гнетом налогов. Росла неуверенность. Всеобщее недовольство усугубля лось  суровостью   Аурангзеба:   он   запретил   при дворе музыку, отослал поэтов и писателей. Строгий мусульманин, он читал Коран наизусть. Он разрушал индуистские храмы, облагал торговцев индусов дополнительными налогами, вновь обложил немусульман джизьей. Все это превратило индусов в его врагов.

Он  не прекращал  разрушать  все,  содеяное Акбаром»  (IV.4).

Государство Моголов походило на старый дуб, корни которого облеплены паразитами, поедающими их со всех сторон.  В то время как империя разваливалась изнутри, в Индию вторгся Надир-шах с целью присоединить ее к Персии. Это было настоящее избиение: великолепные дворцы предавались огню, заливались кровью. Наконец, Надир-шах удалился, унося с собой несметные богатства Индии, среди которых был знаме­нитый золотой Павлиний трон из Дели и самый знаме­нитый алмаз мира Кох-и-Нор. Империя Моголов не оправилась от этого удара.

Одновременно она подвергалась атакам маратхов, последователей Кабира и Нанака. Самым знаменитым из них был Шиваджи.

ПОДВИГИ ШИВАДЖИ

Отец Шиваджи был офицером в армии султана. Вос­питанием Шиваджи занималась мать, женщина очень религиозная. Она пела ему песни о героях Индии пре­жних времен, рассказывала истории о благородном Раме. Шиваджи жил с мыслью, что сам совершит столь же великие деяния, находился ли он среди пастухов или с удовольствием бродил по джунглям, не думая об опасности. Однажды он напал на форты, принадлежав­шие султану Биджапура, и овладел ими. Отец Шивад­жи был призван к ответу, но отвечал, что уже не имеет власти над сыном.

«Поскольку Шиваджи упорствовал, султан по­слал против него своего лучшего военачальника Афзаль-Хана, который заявил, что не спускаясь с лошади приведет Шиваджи, закованного в цепи. В действительности все было иначе. Афзаль-Хану не удавалось окружить крепость Пратапгарх, где заперся Шиваджи. Устав вести осаду, он пред­ложил переговоры. Шиваджи согласился. Они истретились, но не как друзья. Афзаль-Хан при­шел со стилетом, спрятанным в рукаве. Но Шиваджи носил кольчугу, а под тюрбаном — сталь­ную каску, на ногтях его были стальные напальчники с гвоздями. Оба сначала сделали вид, что приветствуют друг друга, но вскоре стало ясно, что они дерутся. Афзаль-Хан был убит в бою, и по сигналу маратхи бросились на армию Биджапура.

После   этого   Шиваджи   выступил   непосредственно против Великого Могола. Партизанская тактика делала Шиваджи неуловимым, и Аурангзеб прозвал его Горной Крысой. Император был  так раздражен неуловимостью Шиваджи, что послал ему приглашение прибыть во дворец в Агру.

 

Это была ловушка. В тот день в Агру были при­глашены и другие военачальники. Для того чтобы захватить Шиваджи, император приказал поса­дить его за стол низших офицеров. Как и ожида­лось, Шиваджи почувствовал себя оскорбленным. Как и ожидалось, он пришел в ярость. И как и ожидалось, императорские гвардейцы его схва­тили. Тогда перед лицом всех присутствующих Шиваджи сделал вид, что его внезапно сразил таинственный недуг. Он рухнул на пол, и его унесли, чтобы оказать помощь. Затем, неизвестно как, ему удалось обмануть бдительность охраны и покинуть агрский дворец, спрятавшись в гигант­скую корзину, над которой возвышалась груда печенья.

Его возвращение к маратхам стало триумфом, и он был коронован как правитель маратхов (...) Храбрый и безупречный, он был любимым и справедливым государем. Он следил за тем, чтобы крестьяне платили налоги в соответствии со своими возможностями. Он был очень набожен, почитал святыни и своего гуру (наставника).

Спустя двести пятьдесят лет маратхи продол­жают чтить имя Шиваджи и воспевают его па­мять» (IV.4).

Преемники Шиваджи не имели его достоинств, хотя пешвы (наследственные первые министры у маратхов) все время били Великих Моголов. В конце концов они заняли Дели, но были остановлены в своей экспансии на Север Ахмед-Шахом Дуррани, восседавшим в Кабуле, который разгромил армию маратхов у Панипата; маратхи потеряли 200 000 солдат.

Именно  тогда   маратхи   обратились   за   помощью к Англии.

АНГЛИЧАНЕ, ИЛИ СКАЗКА ОБ ОБЕЗЬЯНЕ И ДВУХ КОТАХ

Богатство Индии притягивало торговцев и завоевателей. Когда империя Великих Моголов ослабела, португальцев в Индии сменили голландцы, затем датчане и, наконец, пришли англичане и французы.

«Именно англичане оказались самыми ловкими из всех, и именно они остались. Знаете, как они действовали?   Например,  Роберт  Клайв  из  Ост-Индской  компании.  Он  заметил,  что индийские правители постоянно ссорятся. Тогда он предложил свои добрые услуги, подобно хитрой обезьяне из басни, которая делит кусок хлеба между двумя ссорящимися котами. И каждый раз он извлекал какое-нибудь преимущество для Великобритании. В той истории обезьяна утверждает, что разделит кусок на две совершенно равные части; для этого она все время как бы сравнивает их вес, откусы­вая по кусочку от каждой части, чтобы уравнять ее с другой. И так до тех пор, пока не съедает все, а  котам   ничего  не  остается.   Так  же  поступал и  Клайв.   Как-то  раз,  сражаясь с  бенгальским навабом, он втайне пообещал его генералу, если тот проиграет битву, сделать его навабом. Вот так англичане выиграли битву при Плесси (1757)».

Отныне в Бенгалии наваб и англичане только и де­лали, что собирали налоги вместо Великого Могола. Король Англии был в восторге. Тем не менее, когда Клайв, уже стариком, возвратился в Англию, хотя он все сделал для утверждения английского владычества в Индии, в Англии нашлись люди, осудившие его мето­ды. Его обвинили в бесчестности и жестокости. Он был очень раздосадован и затем, обеднев, покончил с собой. Оценку роли  Клайва,  наиболее соответствующую мыслям индийцев, дает Паниккар: «Клайв был гангсте­ром, добившимся почестей, фальсификатором, лжецом и жуликом, что он и сам признавал. Его так называе­мые военные операции смешны, если сравнить их с кампаниями современных ему полководцев. «Государство», которое он основал и которым управлял в течение семи лет,  занималось только лишь разбоем,  преследовало единственную цель извлечения максимальной выгоды из якобы управляемых территорий. Английские историки  предпочитают замалчивать период с 1757 по 1774г., но достаточно сказать лишь одно: ни в какой период длительной истории Индии, даже в царствование Тораманы или Мухаммеда Туглака *, народу не приходилось сносить такой нищеты, как в Бенгалии во времена Клайва»(IV. 14).

ЛИЦОМ К ЛИЦУ С АНГЛИЧАНАМИ: HЕПРЕКРАЩАЮЩЕЕСЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ

С европейской точки  зрения  на  историю, Индия была своего рода ставкой в игре разных государств и перестала существовать как единое целое после изгнания оттуда французов англичанами; юным же ин­дийцам внушают, что сопротивление завоевателям про­должалось все время, не прерываясь.

Им рассказывают о подвигах героев, боровшихся за свободу против англичан: о Хайдаре Али * и его сыне Типу Султане *, этих солдатах, побеждавших превос­ходящие военные силы. Во времена Уоррена Хейстингса, Веллингтона и т. д. мощь англичан неуклонно воз­растала, тогда как Индия после аннексии Майсура не могла набирать большие армии. Но по крайней мере «героические» действия индийцев позволили части страны — владениям князей — не попасть в прямую зависимость от завоевателей.

Вымогательства Компании все болезненнее ощуща­лись в «оккупированной Индии»: алчность чиновников, разорение ремесленников вследствие конкуренции ли­верпульского текстиля, отстранение индийцев от управ­ления делами, всеобщее обнищание — сколько порохо­вых бочек, к которым был в конце концов поднесен факел: случай с патронами, послуживший поводом к великому восстанию 1857 года.

«Англичане даже не старались узнать наши нравы и обычаи. Смазка, покрывавшая их новые патроны, делалась из свиного сала или говяжьего жира, их приходилось скусывать зубами. Офице­ры не знали или не желали знать, чего требовали от индийских солдат: они отдавали команду на­рушить религиозный запрет, касавшийся как ин­дусов, так и мусульман. Солдаты отказались по­виноваться, стали стрелять в офицеров. Начался бунт» (IV.4).

Подобное пренебрежение к верованиям воспламенило ненависть, охватившую всю армию и все население. Мятеж распространялся, как пожар. Мятежники при звали старого императора Могола, давно лишенного всякой власти и по своему характеру «более склонного писать поэмы, чем водить армии». Тем не менее его участие  имело  значение  символа.   «Герои,   мужчины и женщины, вроде Лакшми Бай, рани Джханси, вставали повсюду и погибали в бою». Но «было совершено предательство во время решающей битвы, и мятеж был подавлен». Англичане тем не менее извлекли урок из этих  событий,  лишив  Ост-Индскую  компанию права управлять Индией; отныне она зависела непосредственно от короны.

 

С тех пор национальное движение не переставало развиваться, «вдохновляемое примером американской революции, французской революции» и учениями ир­ландца Бёрка и француза Жан-Жака Руссо.

Так, в сложном взаимодействии традиций и запад­ной культуры родилась современная Индия. Многие выдающиеся индийцы воплощают в себе это сочетание культур: например, Рам Мохан Рай *, один из первых индийцев, учившихся в Англии; затем Тилак, Гокхале *, Рабиндранат Тагор, наконец, Ганди. «Их деятельность оказывала глубочайшее воздействие на общество, хотя внешне все казалось, абсолютно спокойным».

О Ганди, «отце отечества», которого «вы, дети, ви­деть не могли, знайте, что он даже не придавал значе­ния одежде, и тем не менее силы и власти у него было больше, чем у самого великого из императоров... Эта сила была силой доброты, и знаменитый ученый Эйн­штейн говорил о нем: пройдет тысячелетие, и трудно будет поверить, что подобный человек мог существо­вать».

«Уже мальчишкой Ганди был горд, как Артабан... Когда учитель в школе велел ему спросить у товарища, как пишется слово kettle, он отка­зался. Когда его старший брат задолжал, он стянул деньги у родителей, чтобы отдать брату, а за­тем, рыдая, признался в своем проступке всей семье. Мать послала его в Англию для заверше­ния образования, но поставила условие, что он должен воздерживаться от трех соблазнов: алко­голя, женщин и мяса.

В Лондоне он стал одеваться по-английски, как джентльмен, и участвовал в вегетарианском движении. Он получил диплом адвоката.

После возвращения на родину он отправляется и Южную Африку. На первом же процессе, в котоом он участвовал, выступая защитником индуистов, Ганди отказался снять тюрбан в зале суда (что требовалось   по  существующим   правилам) и  покинул его. В поезде, следовавшем в Прето­рию, он был по жалобе белого англичанина изгнан из вагона первого класса, хотя оплатил стоимость билета. Глубоко униженный этими притеснениями, он посвящает свою жизнь защите прав индийского сообщества в Южной Африке. Прочитав Раскина, он становится апостолом  ненасилия  и долгое время состоит в переписке с Толстым (...) Его тактика ненасилия, сатьяграха, в конце кон­цов, приводит к признанию права индийцев же­ниться в соответствии с их ритуалами и к узакониванию этих ритуалов.

По возвращении в Индию он, провозглашен­ный Тагором Махатмой, организует в 1917 г. агиационную кампанию среди мелких крестьян. Затем он проводит голодовку в поддержку рабочих-текстильщиков, получавших мизерную за­рплату. В 1914 г. он призывает своих соотечественников вступать в английскую армию: позже это сможет им пригодиться. Его предвидение под­твердилось, когда в апреле 1919 г. национальные лидеры были высланы из Амритсара и начались восстания, жестоко подавленные: тогда погибли 379 индийцев.

Мусульмане протестовали против низложения турецкого султана. Ганди присоединился к ним, чтобы образовать единый индусско-мусульманский фронт в борьбе с англичанами. Большой успех имело начатое по его инициативе движение за бойкот английской продукции; Ганди стал при­зывать к его расширению, ратуя за развитие ре­месленного, ручного ткачества. Но когда было совершено насилие по отношению к английскому полицейскому, он тотчас оставляет движение несотрудничества и предпринимает голодовку. Его арестовали и в ответ он потребовал либо самого сурового приговора, либо отставки судьи. Его при­говорили к шести годам тюрьмы и т. д.»  (IV.4).

ВИДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Естественно, юные англичане обо всем этом не знают ничего. А сегодня еще меньше, чем знали старшие. Анг­лийская «История королевства. Книга для юношества» сугубо обтекаемо говорит о пребывании в Индии Ро­берта Клайва. Деятельность «Компании старого Джона» выглядит невинно: это португальцы и голландцы якобы мешали ей спокойно торговать, что якобы приводило к кровопролитию. Впрочем, «индийские правители тоже были не слишком дружелюбны в те времена (...) Однако молодой человек по имени Клайв показал себя хорошим воином в борьбе с французами, и тем пришлось оставить всякую надежду утвердить в Индии свое господство. Именно его компания по-настоящему управляла страной в течение века после этого ...»

Что касается последующей эпохи, то тут 15-е изда­ние «Истории королевства» для юношества (1967) еще более сдержанно. Действительно, а была ли Англия когда-нибудь империей? Можно было бы задаться по­добным вопросом, если бы пробелы собственно истори­ческих книг не восполняла всякого рода беллетристика исторического содержания. Она весьма популярна и восхваляет главным образом достоинства англичан, для которых Индия стала местом обогащения.

И эта литература прежде всего воспевает страдания сыновей Англии.

«Что за странная напыщенность сопровожда­ет, как мне видится, всю нашу историю в Индии. Кроме официальной истории, заполняющей газе­ты и начертавшей слово «победа» на знаменах, той, что дает моралистам и нашим врагам основа­ния разоблачать вымогательства англичан, а захудалым патриотам возможность кичиться ан­глийской непобедимостью, кроме блеска завоеваний, богатства и славы, удовлетворенного често­любия, добровольно пролитой крови во имя завоевания всего этого, разве не следовало бы вспомнить также и слезы? Разве не следовало бы подумать о той дани, которую вынуждены платить наши сыновья ради этих победоносных подвигов? Да, эту дань платят уже около двух веков, и над троном вице-короля возвышается не только рас­шитый золотом балдахин, но также и завеса из человеческих слез. Я думаю, что большинство из тех, кто страдал, страдал без ропота. Но пусть по крайней мере наши соотечественники о них знают; пусть они знают, что камни, лежащие в основании нашего владычества в Индии, скреплены кровью сердец мужчин и женщин. Потому что управление Индией - это не развлечение, а испытание, не костюмированный бал, а чаще всего страдание»

Разумеется, в «Простых сказках холмов» больше балов и пикников, чем страданий и крови. У Киплинга, как и у Анни Стил или Перрена,  Индия состоит из «тигров, джунглей, балов, холеры и сипаев». При этом индиец появляется разве что в качестве конюха или же он присутствует, чтобы служить противоположностью тому, что определяет истинного англичанина: хладнок­ровию, юмору, чувству чести, спортивному духу. Война предстает в виде игры, как, впрочем, и великое вос­стание. В индийца стреляют, как в мишень на ярмарке: «Браво, Гарри, прекрасный прицел!» Гарри уважает правила игры, он играет мастерски. «Он мог убить его из пистолета, этого факира, охранявшего храм (...), но у индийца была лишь шпага, чтобы защищаться, зна­чит Гарри вынужден был убить его шпагой». Именно такого рода добродетели дают англичанам право и обя­зывают их учить этих людей жить. Какие бы то ни было деловые отношения или сближение с ними пагубны. Самый тяжкий позор для героини романа Крукера состоит в том, что во время восстания сипаев она под страхом смерти отдалась индийцу. Она уронила тем самым свое достоинство и лишилась самоуважения, так как образ жизни британца противоположен пассивности индийцев, страну которых надо во всем направлять и защищать. Не зря в английских книжках и фильмах войны всегда ведутся на окраинах и на границах Ин­дии, с целью ее охраны.

Приобщаться к жизни Индии опасно, почти непри­стойно, в лучшем случае смешно. Когда полицейский Стрикланд становится слугой, чтобы приблизиться к своей красотке, он делает себя совершенно «смеш­ным» в глазах соотечественников. В самом деле, стран­ный этот Стрикланд: «Он проповедовал необычную теорию, что в Индии полисмен должен знать о туземцах столько же, сколько знают они сами». От него держа­лись подальше. В соответствии со своей абсурдной теорией, он шлялся по грязи в не слишком презента­бельных местах, в которых не придет в голову вести расследование ни одному уважающему себя человеку. И все это еще в окружении туземного сброда. В течение семи лет он занимался самообучением, приобщился к индийским обычаям и танцам. Но все это не оценили свыше. Не без основания говорили: «И чего этот Стрик­ланд не бывает в своей конторе, не ведет журнал, не набирает новичков, не сидит спокойно вместо того, чтобы демонстрировать бездарность своего началь­ства?» (IV. 20).

Во всяком случае не следует стараться понять Индию. Индия, как женщина, она требует не понимания, а твердой руки. «Твердой власти, не такой, как власть Мак Гоггина, которого угнетали его обязанности, для которого невозможно было, получив приказ, не поста­раться его усовершенствовать. Его теория «возлагала на людей слишком большую ответственность». «Дело ведь происходило не на родине, а в Индии», находя­щейся в стадии детства. «Подчас старую лошадь можно смирить с помощью одной веревки, но не моло­дого жеребца».

Трех качеств не хватало англичанам в индийцах, трех качеств, свойственных британцу: физической силы, дисциплинированности, организованности. Пока они не обрели этих качеств, с ними надо обращаться, как с детьми: быть строгими, но справедливыми, показывая силу, как это делал лорд Керзон, уже после восстания. Отныне на смену Индии торговцев и лавок пришла Индия военных парадов и «трех бенгальских улан» из одноименного фильма с Дугласом Фербенксом в глав­ной роли.

В самом деле, чем больше Индия стремилась к сво­боде через единство, восстановленное англичанами, тем более резко англичане различали теперь бенгальцев и маратхов, мусульман и индусов, сикхов и раджпутов. Конечно, они отдавали некоторое предпочтение мусуль­манам, своим предшественникам в деле господства в Индии. «Они прекрасно ездили верхом и превосходно играли в поло». В рассказах А. Стил симпатии автора на стороне Бабура, завоевателя и мусульманина. Еще более показательно то, что хотя организаторами великого восстания были индусы, в рассказах англичан именно мусульмане всегда выступают как люди действия. Определенно, в представлении англичанина индиец, в особенности бенгалец, это пассивное существо, на которое нельзя рассчитывать. В новелле Киплинга бенгалец, которому поручено очень ответственное дело, бежит при первой же угрозе, при первой опасности, он абсолютно неспособен владеть собой (IV. 20).

В таких условиях невозможно вообразить существование национального движения.  В  истории,  которую рассказывают детям, а также и взрослым, отсутствует развитие Свараджа - движения за освобождение, а есть таинственный и необъяснимый взрыв. Все восстание сводится к истории с жиром и патронами. Задним числом англичане признают, что все произошло из-за их ошибки: «они не сумели воспитать индийцев», а те проявили «неблагодарность» по отношению к Англии, которая столько сделала для них (железные до­роги, больницы, плотины и т. д.).

Наконец, последнее: «Заслуживает ли Индия про­щения своей неблагодарности»? Такой вопрос задает себе Анни Стил. Ребенком она пережила великое вос­стание. Она рассказывает об этом в книге «На поверх­ности воды». Она была счастлива не тогда, когда ее «книга продавалась, как хлебцы», а когда она получи­ла письмо от читателя. Он писал, что почувствовал себя в состоянии простить Индии смерть своей жены, убитой во время восстания, так как из новеллы А. Стил явству­ет, что не все индийцы ответственны за насилия. Очень многие из них оставались лояльны, верны, послушны, признательны...» (IV. 20).

ВИДЕНИЕ  ИНДИЙЦЕВ

Когда проблему национального движения освещают в Индии, то один, и весьма существенный, ее аспект, затрагивают вскользь. Это конфликт между индусами и мусульманами. Не говорится ясно, что объединение Индии англичанами, установившими равенство всех жителей, освободило индусов от статуса низших, кото­рый был закреплен за ними в течение веков. Отмечает­ся, конечно, что англичане стали обращать внимание на прошлое Индии: это льстит самолюбию; но ведь прошлое было индуистским и оживление интереса к не­му тоже было преимуществом для индусов, но не для мусульман.

Тилак тотчас понял, какую пользу могут извлечь индусы из подобного положения. Он создавал «общест­ва в защиту коровы», превозносил Шиваджи и т. д., и таким образом под прикрытием почитания культуры прошлого он возрождал индуистскую Индию, а не Ин­дию, ставшую частью исламского мира. Точно так же Ганди позже призывал к ненасильственным действиям, которые он представлял как средство борьбы с окку­пантами, с британцами. Но ведь и эти методы тоже происходили от индуистской традиции, а не от вообще индийской.

Вследствие британской оккупации мусульмане лишились прежнего господства и обеспеченности,  тогда как богатство дельцов-индусов, до тех пор весьма непрочное, с развитием капиталистических порядком постепенно обретало вес. Такое изменение вдвойне принижало мусульман и вдвойне возвышало индуистов. История, которую рассказывают и преподают детям в Индии, не может во всеуслышание объявлять об этом. Ведь тогда обнаружилось бы, что, борясь за независи­мость, индийские вожди одновременно стремились по­средством внешне невинного приобщения к английской демократической системе придать статус господства индуизму. Принимая во внимание численное превос­ходство индусов, такое положение обеспечивало в еди­ной и унифицированной Индии верховенство немусуль­ман. С установлением независимости меньшинство, ко­торое в недавнем прошлом господствовало, неизбеж­но оказывалось в подчиненном положении, несмотря на то, что руководители Индийского национального кон­гресса предпринимали все меры предосторожности, чтобы помочь мусульманам сохранить лицо, вводя при­нцип обособленных избирательных коллегий.

Итак, точка зрения индийских мусульман не пред­ставлена нигде. Молодые индийцы даже не подозрева­ют, что таковая может быть, хотя им не рассказывается и о том, что Англия сначала, опираясь на индусов, сокрушила государство Великих Моголов, а потом, опираясь на мусульман, тормозила движение Индии к независимости.

Распри между мусульманами и индусами лишь упо­минаются как «большое несчастье». Они нигде не под­вергаются анализу, как и отделение Пакистана к 1947 г., которое также представлено «достойным гожаления».

Другая   проблема,   которая   замалчивается,— это кастовый режим и его воздействие на историю Индии. Конечно,  когда  говорится  о прошлом,  неоднократно подчеркивается, что деление на касты причиняло индийскому народу ущерб.

Этот режим  «разделял  общество».   Но только ли в этом дело?

Говорится, что в эпоху Моголов, а затем британского владычества духовные вожди и позже Ганди стреми­лись положить конец существованию статуса  неприкасаемых. На самом же деле,  если  Ганди пришлось признать необходимость обособленной избирательной коллегии для мусульман, то,  борясь против того же самого права для неприкасаемых, он объявлял голодовку.

Этот эпизод замалчивается в истории, преподаваемой индийцам, так как из него ясно, что система каст связана с индуизмом, тогда как ее стремятся пред­ставить как своего рода автономный социальный, а не религиозный феномен, не имеющий специфических свя­зей с индуизмом.

На самом деле, как показал Луи Дюмон (IV. 10), три принципа кастового режима — обособленность, иерархия, взаимозависимость наследственных групп — сводятся к одному: религиозному противопоставлению чистого и нечистого. Национальное движение стремит­ся реформировать кастовый режим, чтобы спасти инду­изм. Вспоминать о нем означало бы вновь возвращать­ся к вопросу об индуистской ориентации национального движения, что может лишь умножить противников как этой религии, так и режима, в котором господствуют брахманы.

Таким образом, отношения эксплуатации, огромная проблема задолженности связываются исключительно с колониальным господством. Короче говоря, многие стороны устройства иерархического общества совер­шенно исключены из истории, игнорируются социаль­ные движения против каст, рабочее движение, интерна­ционализм. А ведь одним из теоретиков движения стран третьего мира был индиец Н. Рой. Правда, коммунизм в Индии не играл заметной роли вплоть до установле­ния независимости.

Равным образом замалчивается демографическая проблема, проблема самоубийств, не говорится ни сло­ва о межнациональных конфликтах, которые постоянно вспыхивают, порождаемые желанием господствовать над меньшинствами или контролировать Бутан и Ас­сам. Итак, история в Индии в своем стремлении узако­нить единство и воплотить (как знать!) мечту о новом воссоединении в конце концов лишает исторический процесс значительной части его содержания, отнимая у Индии и ее народов их существенные черты.

 

Hosted by uCoz